Лучшее из журнала Cross Country Закручивание (Twists) Брюс Голдсмит, CC, Dtcember 2001 ЗАКРУЧИВАНИЕ СВОБОДНЫХ КОНЦОВ (зесь и далее, имеется в виду закручивание пилота относительно купола вместе со свободными концами и стропами; прим. перев) стало опасностью номер один для соревнующихся пилотов. Брюс Голдсмит объясняет почему. В июле, я, как и многие другие потерял хорошего друга. Несчастный случай с Хенриком Дженсеном во время Чемпионата Европы - трагедия, из которой мы должны извлечь должный урок. Хенрик погиб из-за того, что его свободные концы закрутились после сильного ассиметричного складывания. Параплан уже практически восстановил свой нормальный полет, но из-за того, что он был провернут относительно пилота - клеванты были зажаты. Параплан начал мягкое вращение переходящее в глубокую спираль. Хенрик встретил гору на пятом витке. Он пытался выбросить запаску, но она была найдена возле него нераскрытой. Это не в первый раз произошло с Хенриком. В Чемпионате Европы 2000, в Германии, Хенрик испытал аналогичное происшествие над стартовой площадкой, но медленно раскрутил себя относительно купола и умудрился уйти на маршрут. Хенрик - не единственный, кто пострадал от закручивания. В погоне за скоростью среди соревнующихся стало нормой летать в лежачих подвесках. Во время Чемпионата Мира прошлого года "закрутилось" несколько пилотов, включая американца Джоша Кона и корейского конструктора Джина Сеока. Последнего спасла запаска. Буквально за час до инцендента с Хенриком, швейцарец Алекс Хофер выбросил запаску после закручивания. Параплан восстановаил нормальный полет еще до того, как раскрылась запаска. Алекс осторожно подтянул нераскрывшийся контейнер ушел на маршрут держа его на коленях рядом с приборами. Этот день стал решающим в его победе в Чемпионате Европы. Всего в чемпионате запаски выбрасывались трижды. Первые два случая описаны. К моему удивлению, третий случай произошел по той же причине! Пилот из Турции, Семих Саер сделал несколько винговеров над финишным полем - сбрасывал высоту и , так сказать, отмечал свой успех. Семих - опытный пилот-акробат, но произошло складывание с закручиванием. Несмотря на незначительную высоту, запаска раскрылась и пилот благополучно сел на финишном поле. Итак, все три случая произошли из-за скручивания. В ЧЕМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ? Вовлечено несколько факторов, но главная причина кроется именно в лежачем положении пилотов. "Лежачий" пилот имеет значительно большую инерцию вращения, нежели тот, кто находится в стандартной "сидячей" подвеске. Инерцию вращения легко продемонстрировать сидя на вращающемся стуле. Сядьте на такой стул откинтесь назад как можно дальше, вытянув при этом ноги, попросите кого-нибудь, чтобы вам придали легкое вращение. Затем, прижмите колени к груди и обхватите их руками. Вы увидите, как быстро вы начнете вращаться избавившись от значительной доли инерции имевшейся в лежачем положении. Несложные вычисления приводят к следующим выводам: инерция вращения лежачего пилота может быть в 3 раза выше, чем его же, но в сгруппированном положении. Когда купол меняет направление вращения ( очень резко поворачивает, ныряет в направлении сложенной стороны купола) пилоту нужно повернуться в этом же направлении. Чем больше момент инерции пилота, тем большие силы нужны для разворота - силы физического воздействия между куполом и пилотом. Иными словами: чем выше момент инерции пилота, тем труднее следовать за крылом. КАК УМЕНЬШИТЬ РИСК БЫТЬ ЗАКРУЧЕННЫМ? 1. Не летайте лежа. Некоторые из подвесок можно отнести к менее лежачим. 2. Увеличте длинну грудной перемычки и расстояние между карабинами. Однако, это может вывести характеристики вашей подвески за пределы критериев ее сертификации. 3. Используйте такое крыло, которое не меняет своего направления быстро, как в нормальном полете, так и в результате сильного складывания или срыва. Соревновательные купола - худший случай, но не впадайте в заблуждение, что удлиннение, это решающий фактор. Наихудшим, как раз будет крыло с длинными стропами и небольшим удлиннением. 4. Не вытягивайтесь, летайте в легких ботинках и шлеме. Уверен, это не совпадение: Дженсен и Хофер - оба худые и высокие. БУДУЩЕЕ Можно летать лежа с широко разведенными карабинами, или на летать на параплане класса "Компетишн". Можно отказаться от лежачих подвесок. Но едва ли это будет прогрессом. Должно быть найдено техническое решение того, как летать лежа и безопасно, пока еще мало пилотов бьется будучи закрученными. Перевод Д.В. |
|