Лучшее из журнала Cross Country Дэвид Бэриш - забытый отец парапланеризма. СС, январь 2001, Ксавье Мурие В начале 60-х годов США и СССР были основательно вовлечены в гонку, кто первый запустит человека на Луну. Дэвид Бэриш, американский инженер в области космонавтики, изобрел новый парашют для спуска космического корабля на землю. Он самостоятельно испытывал новые формы купола и был так увлечен его новыми возможностями, что стал разъезжать по лыжным курортам США, демонстрируя новый вид спорта. В результате исследования, занявшего 12 лет и охватившего 3 континента, Ксавье Мурие установил истинную дату рождения парапланеризма - год 1965-й, и встретился с человеком, который заварил эту кашу. Февраль 1988-го, Аннемас, Франция. Работая над своей книгой "История парапланеризма"
я встретил парашютста из Аннемаса, Андрэ Бона - одного из трех пионеров
парапланеризма во Франции. В воскресенье, 28 июня 1978 года Андрэ стартовал
с г.Мьюсси и приземлился на футбольном поле в долине. На вопрос, как
он пришел к идее стартовать с парашютом с земли, он ответил, что прочитал
описание в издании для профессиональных парашютистов "Parachute
Manual". Это стало для меня откровением, потому как противоречило
популярному мнению, что парапланеризм был изобретен во Франции. После соревнований в Виктории я посетил владельца
одной небольшой парашютной фабрики в Мельбурне. Я обнаружил у него полную
подписку "Parachute Manuel" и, жаждая информации, пролистал
ее от корки до корки. Январь 1998, музей воздухоплавания и космоса, Франция Роясь в музейной библиотеке, я нашел книгу Дэна Пойнтера, озаглавленную "Дельтапланеризм", вышедшую в 1973 году. Что же я нахожу в ней! Более двух страниц посвящено "параглайдингу", который описывается как спорт близкий к дельтапланеризму. Иллюстрированы они теми же фотографиями, что и "Parachute Manuel", но здесь изобретатель параплана имел имя - Дэвид Бэриш - упоминался так же, как промоутер данного спорта, сделавший несколько полетов на лыжных курортах США. Я объявил о своем открытии в журнале "Parapente" за 1988 в статье под названием "Параплан был изобретен в США!" Но редактор отказался напечатать фото: крыло имело слишком жалкий вид. Мой приятель-журналист Жан-Поль Будильон вынюхал сведения о том, как найти Дэна Пойнтера и Дэвида Бэриша. Я покупаю билет и лечу в Нью-Йорк. 3 июня 2000, Мэнхэттн, США 51-я стрит, 12-й этаж. Улыбающийся джентльмен
открывает дверь, чтобы впустить меня. Это кульминация двенадцатилетних
поисков настоящего отца парапланеризма. Следующие 3 дня Дэвид рассказывает
мне историю своей жизни, о своих многочисленных изобретениях, среди
которых есть параплан. В соседней комнате, где мне предстояло жить,
показывает швейную машинку, на которой шились первые экземпляры. Здесь
же я вижу деревянный пропеллер первого парамотора! Когда парашютная программа в НАСА была прикрыта,
Дэвид тоже оставил эту тему, посвятив себя аэродинамике сверхзвуковых
скоростей. "В науке о малых скоростях мало что изменилось за последние
100 лет. Главное, что нужно знать об этом - написано в книгах Людвига
Прандтла, германского отца школы аэродинамики. "Парение по склону"
осталось моим хобби. Для того, чтобы развивать его необходимо было отдаться
этому полностью, но у меня было много других изобретений, которыми я
не хотел пренебрегать",- рассказывает Бэриш. Во время своего отдыха в Европе он обнаружил, насколько стал популярен параплан на лыжных курортах Швейцарии. "Я был поражен, количеством компаний производящих оборудование. Я обратил внимание на диагональные нервюры фирмы Айрвэйв", - рассказывает Бэриш. В следующем году Дэвид посетил Сент-Илер, где количество парапланов на стартовом ковре окончательно сразло Бэриша. В 70 с лишним лет, он вновь засел за чертежную доску и швейную машинку. "Я делал это, чтобы удовлетворить свое интеллектуальное любопытство. Я рассмотрел все аспекты современного дизайна призванные улучшить летные характеристики!" Несколько лет назад Дэвид начал летать опять! Можно решить, что он шутит, что стал стар для испытаний. Замечательный клип, снятый Йоханной летом 1999, демонстрирует полет Дэвида на 100 метровой высоте в турбулентных условиях. Крыло - невероятный прототип, очень плоское, с удлинением не менее 8. Дэвид докладывает: "Большое удлиннение - единственный способ увеличить качество, но в результате получается очень чувствительный аппарат". Будучи скромным, Дэвид редко рекламировал свои разработки. Филип Ренадин, дилер Суп-Эйр в США, много раз встречал Дэвида с его крылом и сшитой в домашних условиях подвеской, прежде чем узнал, что этот удивительный джентльмен изобрел параплан 35 лет назад. И парамотор тоже. У него есть чему поучиться и сейчас. Когда Филипп рассказал ему, что парамотор хуже набирает высоту, когда движется против ветра, Дэвид тотчас ответил, что этого стоит ожидать, потому как шаг винта рассчитан на то, что, вращаясь, винт проделывает единственный путь. Такая проблема существовала в 30-х для самолетов с маленькими винтами и была решена применением изменяемого шага винта. Дэвид утверждает, что возможно однажды мы узнаем о существовании Русского или Японского инженера, который занимался этими вещами еще до него. Дэвид Бэриш на фестивале в Сент Илере. Почетный гость и секретарь жури кинофестиваля,
Дэвид поражал всех своей открытостью, добротой и бесконечной любопытностью.
Он вступал в страстные споры с Джином Сеоком, Ксавье Димури (Нирвюр)
и Жан-Луи Дарле (Кэйдж). В полете тандемом он тотчас попросил управление,
летал на следующий день, даже поиграл с термиками. Всегда доступный,
он давал множество интервью. Девид представил свой прототип на суд производителей.
Хсавье Димури признался, что не думал, что "это" может
летать. Но Девид летал на "этом" еще за 20 лет до того как
это начали делать мы. Длинные стропы, рипстоп, деформация ткани под
давлением... Его работы привели нас туда, где мы есть. Он истинный изобретатьель.
Джин и Дэвид разложили свои парапланы. Джин обалдел от увиденного: удлиннение
8 и всего 2 ряда строп с пирамидальным развитием. Дэвид изучал маленькие
пластковые усилители на абсолютно новом прототипе Бумеранга, предназначенные
для усиления передней кромки во время выдавливания акселератора. | |